Вы здесь

Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности

Физическая культура и спорт как общественные явления носят объективный характер и не зависят от воли отдельных людей, государственных и политических деятелей. Они имеют свою историю. Традиции, свою внутреннюю логику и свои законы развития.

Физическая культура многофункциональна. Это означает, что в ее сфере решается большое количество различных социальных задач. Особенно велика ее роль в обществе, где она является одним из важнейших средств формирования личности. Развитие физической культуры в обществе - это научно-организованный и управляемый процесс, который требует фундаментальных знаний.

Физическая культура возникает и развивается вместе с зарождением и развитием человеческого общества.

История физической культуры и спорта изучает возникновение и развитие средств, форм, методов, теорий и систем физического воспитания на разных этапах существования общества. Являясь важным разделом науки о физической культуре и спорта, история рассматривает их, как часть всей человеческой культуры.

При первобытнообщинном строе физическая культура имела свои особенности, исчезнувшие с появлением классов. В свою очередь, в классовом обществе возникли такие формы физической культуры, которые были типичны лишь для данной общественно-экономической формации (рабовладельческий строй, феодализм, капитализм).

Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества.

Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам, развивали наблюдательность, пополняли практические знания.

Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась - увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно.

Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. У древнего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда.

Физическое упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничество, выработку плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства.

Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения.

Возникновение физических упражнений следует отнести к самому раннему, дорелигиозному периоду в истории человеческого общества, когда его рациональные, «содержательные» действия еще не были отягощены магическими актами. Практические знания человека возникли значительно раньше религии, они передавались из поколения в поколение (орудия труда, добыча огня и пр.).

Способность к абстрактно-теоретическому мышлению, при котором человек мог обгонять ход событий и тем самым предвидеть результаты своих собственных действий, помогала создать условия, при которых человек воздействовал не на объект природы (зверь во время охоты, препятствие и пр.), а на ее модель (изображение). Будущий процесс труда, изменение внешней природы как бы отходят на второй план, выдвигая на первое место совершенствование собственной природы человека. Таким образом, действия человека были направлены уже внутрь себя. Люди учились определенной деятельности в процессе совершенствования своих движений, а также при вступлении в определенные отношения с окружающим миром в ходе общения друг с другом. Передача опыта и его использование в процессе общения и есть воспитание, а в данном конкретном случае - физическое воспитание.

Одной из форм передачи опыта древнего человека было подражание, которое представляло собой осознанную, направленную человеческую деятельность, регулируемую всеми членами племени. По мере развития общества главное значение приобрела передача опыта с помощью воспитания, в процессе которого обучаемые подвергались специальным, заранее запланированным воздействием.

Физические упражнения выражают отношения людей к внешней и собственной природе и, прежде всего - отношения друг к другу. Таким образом, причиной возникновения физического воспитания является потребность в передаче и закреплении трудовых навыков, биологической предпосылкой.

Природной основой появления физических упражнений считается естественная потребность в упражнении органов, необходимом для их полноценной жизнедеятельности. Человек - это существо не только социальное, но и природно-биологическое. Он не наследует виды деятельности, но биологические возможности ее усвоения могут передаваться по наследству.

Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые могут быть развиты с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но ведущей стороной в их взаимодействии выступает социальное начало. Процесс передачи общественно-исторического опыта, в том числе и опыта физического воспитания, происходит в процессе общения между людьми.

Чтобы правильно понять место и значение физической культуры в обществе, необходимо иметь представление об общей культуре человечества.

В общеупотребительном понимании культура - это определенные черты личности (аккуратность, образованность и т.п.), формы поведения человека (вежливость, самообладание и пр.), формы общественной, профессиональной и производственной деятельности (культура исполнения, торговли, производства).

В научном смысле понятие «культура» включает все формы общественной жизни, способы деятельности людей; это, с одной стороны, процесс материальной и духовной деятельности, с другой - результаты, продукты этой деятельности.

В содержание культуры в широком смысле слова входят, например: философия, наука, идеология, мораль, искусство, спорт, право.

В развитии культуры отражаются сложнейшие процессы материальной и духовной жизни общества. Культура не дана людям от природы. Она - результат общественного и индивидуального творчества людей. Именно поэтому в классовом обществе культура носит классовый характер.

Основу и содержание культурно-исторического процесса составляют развивающие физические и интеллектуальные способности человека. Его нравственные и эстетические качества. Поэтому непременной частью культуры является физическая культура, которая возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

 

Человек: